Наказание?.. Не только!..

26 февраля 2014

Даже если вы нашли полезной статью о поощрениях, вас может до сих пор тревожить один вопрос: что делать с наказаниями? Стоит ли наказывать малыша за проступки? Надо ли бороться с упрямством, капризами, своеволием? Как поступить, если ребенок совершенно не слушается, обижает других детей, бабушку, кошку и вообще всех? На эти вопросы отвечают известные психологи и педагоги.

Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и из отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса.

 

Психологический смысл наказаниясостоит в том, чтобы ребенок понял, осознал свою вину, раскаялся, исправился и больше так не поступал. Кроме того, наказание и следующее за ним прощение провинившегося ребенка способствуют снятию напряжения, возникающего у малыша в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, что он при этом испытывает: вину, раскаяние, беспокойство, замешательство, обиду или унижение. Именно от того, какие эмоции переживаются ребенком в момент наказания, зависит эффективность воспитательной меры.

 

Рассмотрим, как наказывают детей современные родители. Вот характерные ответы дошкольников на вопрос: «Как тебя наказывают?»

«Бьют рукой».

«Ставят в угол».

«Бьют по попе».

«Таскают за уши».

«Шлепают ремнем».

«Шлепают по щекам».

 

Мы видим, что физические наказания остаются популярными у весьма большой части современных родителей. Как же понять, правы вы или нет, когда ударяете своего ребенка? Если вы наказали его потому, что шлепнуть проще, чем объяснить, а вы устали или плохо себя чувствуете, — вы не правы. Если вы ударили его в порыве гнева, выпуская скопившееся раздражение, правда тоже не на вашей стороне. Если, наказав ребенка физически, вы чувствуете, что ошиблись, — вы стопроцентно ошиблись. А если вы заметили, что поднимаете руку на малыша регулярно, знайте, что это не только совершенно бесполезно, но к тому же и опасно.

 

При любых наказаниях существует четыре правила:

  • наказание должно осуществляться «в здравом уме и твердой памяти», когда родитель совершенно спокоен и отдает себе отчет, что и ради чего он делает;
  • наказание должно быть адекватно проступку;
  • наказание должно сопровождаться пояснениями — за что и для чего;
  • наказание не должно становиться систематическим.

Как не нарушать эти правила? Думаю, вам помогут следующие советы: дайте себе отдышаться, досчитайте до десяти, попробуйте сорвать раздражение на неодушевленных предметах, а не на членах семьи. И, конечно же, наказав малыша, что называется, «за зря», не забудьте попросить у него прощения — по-настоящему, как у равного.

 

Крик взрослого,направленный на маленького ребенка, не является безобидным сотрясением воздуха. По сути, это то же самое физическое наказание. Дети дошкольного возраста воспринимают его как своеобразное словесное битье.

И еще один совет психологов: по какому бы поводу не состоялось наказание, необходимо как можно скореевосстановить мир в семье. Ничего страшного, если вы сами возьмете на себя эту миссию — подойдите к ребенку, поговорите. Можно просто так, о чем-то не относящемся к недавнему неприятному событию.

 

Чрезвычайно важным является вопрос о соотношении наказаний и поощрений. Как наказания, так и поощрения не должны быть чрезмерными. Великий педагог Януш Корчак отмечал: чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Доля похвалы и одобрения всегда должна быть выше, чем доля запретов и осуждений.

В заключение хочется пожелать всем родителям терпения, и пусть основным вашим методом воспитания будет ненасилие!

 

Список литературы по теме:

1. Ахмедова М. Искусство запрещать / М. Ахмедова // Счастливые родители. – 2006. – № 1. – С. 82-85.

2. Богданова Н. Сплошное баловство!: [ограничения, запреты и избалованные дети] / Н. Богданова // Счастливые родители. – 2004. – № 2. – С. 60-63.

3. Гринштейн Н. Запретные плоды, или Плоды запретов / Н. Гринштейн // Няня. – 2003. – № 12. – С. 20-21.

4. Губарев И.Н. Практика конструктивных запретов и ограничений / И.Н. Губарев // Игра и дети. – 2007. – № 2. – С. 7-8.

5. Дементьева Л. Ты против? / Л. Дементьева // Счастливые родители. – 2008. – № 1. – С. 90-93.

6. Досани С. Откажитесь от наказаний / С. Досани, П. Кросс // Растить детей. Как? Секреты воспитания / С. Досани, П. Кросс. – М., 2011. – С. 84-88. – (59 секунд, которые изменят вашу жизнь).

7. Иевлева С. Как, кого и когда наказывать / С. Иевлева // Здоровье школьника. – 2006. – № 9. – С. 28-30.

8. Кузьмишина Т. Мама всегда права? / Т. Кузьмишина // Обруч. – 2007. – № 5. – С. 12-15.

9. Луговская А. Праздник непослушания. Что такое детские капризы и как с ними бороться / А. Луговская, О. Шевнина. – М.: Эксмо, 2007. – 224с.

10. Маштакова Г. Когда кругом заборы: [ запреты в жизни малыша] / Г. Маштакова // Мой кроха и я. –2004. – № 5. – С. 64-65.

11. Образцова Л. Бить или не бить? / Л. Образцова. – М.: АСТ, 2007. – 96с.

12. Трутнева Ю. Бить или не бить? / Ю. Трутнева // Няня. – 2006. – № 6. – С. 49-51.

13. Черномыс О. Наказание мое / О.Черномыс // Наш любимый малыш.-2004. – № 11. – С. 47-50.

14. Шишова Т. Наказывать с любовью / Т. Шишова // Дитя человеческое. – 2006. – № 4. – С. 28-32.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика